Жёсткие законодательные санкции – для перевозчиков-нарушителей
К такому мнению пришли представители рабочей группы Думы Астраханской области по исполнению законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Совещание провела первый заместитель председателя комитета по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи Лариса Мироненко. В мероприятии также приняли участие представители регионального правительства, надзорных, правоохранительных и налоговых структур, администрации города Астрахани и городской Думы, перевозчики.
В региональный парламент поступает много жалоб на маршрутчиков. Самые частые из них - несоблюдение графика и скоростного режима, перегруз, остановка в неположенных местах. Особенно в областном центре. Месяц назад в Думе состоялся круглый стол на тему исполнения законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров общественным транспортом. По его итогам выработан ряд рекомендаций. Какие трудности возникли при их реализации – обсуждалось на совещании.
Как обязать перевозчиков работать в системе ГЛОНАСС?
На территории региона перевозки пассажиров автобусами разной вместимости осуществляют 1353 хозяйствующих субъекта. Наличие на автотранспорте системы спутниковой навигации ГЛОНАСС – обязательное условие участия в конкурсе на осуществление перевозок. Данная аппаратура позволяет «вывести из тени» нелегальных перевозчиков и отслеживать маршрут от старта до конечной остановки, а также время, соблюдение графика и скоростного режима. По факту же система не работает, данные приборов не считываются. Нет в регионе и единого диспетчерского центра.
Установка оборудования ГЛОНАСС – законодательные требования. Но обязать всех перевозчиков бесперебойно передавать информацию с аппаратуры в муниципалитет, как отметил заместитель главы администрации города Астрахани Виктор Корженко, пока не удается. Депутатский корпус считает, что надо переходить к более решительным действиям. Такое условие, подчеркнула Лариса Мироненко, местные власти, как заказчики услуги, могут вписать в договоры на осуществление пассажирских перевозок. А за неисполнение – применять жесткие санкции вплоть до аннулирования лицензии.
По какому принципу формируются маршруты?
«ГАЗели» давно и прочно вошли в жизнь горожан. Для многих это удобный вид общественного транспорта. Однако к организации перевозок возникают претензии. Водители зачастую в вечерние часы не доезжают до конечной остановки, из-за чего пассажирам приходится делать пересадку или идти пешком. Не соблюдается временной интервал. Не продумана логистика. Много дублирующих маршрутов. По-прежнему не редки случаи нарушения водителями правил дорожного движения, парковки в неустановленных местах. Таким образом, создается аварийная обстановка на дорогах. Участники совещания сошлись во мнении – нужна новая маршрутная сеть.
Заместитель председателя комитета по экономическому развитию города Городской Думы Рафаэль Баткаев рассказал, что в местном бюджете на текущий год заложено 2,8 миллиона рублей на разработку новой транспортной схемы. Еще 2 миллиона – на реставрацию остановочных комплексов. Однако исполнительная власть администрации Астрахани до сих пор не разработала технического задания. Депутаты рекомендовали завершить эту работу в ближайшие месяцы.
Как устранить с рынка «чернофлажников»?
Так называют перевозчиков, которые работают без разрешительных документов. Особую тревогу вызывают те, кто работает по межрегиональным маршрутам. Они пускают пассажиров без билетов и документов, без проверки багажа. Значит, не несут никакой ответственности за безопасность людей. Причем, подчеркнул депутат Мнир Шамарданов, «нелегалы» работают практически открыто. Автобусы с соответствующими объявлениями стоят возле железнодорожного вокзала. Водители зазывают клиентов яркими большими плакатами.
Решить данный вопрос призваны контролирующие и надзорные органы. Однако у них множество объяснений, почему это не делается. Так государственный инспектор отдела организационно-надзорной деятельности УГИБДД МВД России по Астраханской области Евгений Ломовой посетовал на сложности в сборе доказательной базы. Начальник отдела автотранспортного надзора и контроля международных автомобильных перевозок МУГАДН по нашему региону Алексей Буряков отчитался, что «чернофлажников» выявляют и наказывают. В год за такие правонарушения составляется порядка ста протоколов. Этого, считают депутаты, недостаточно. Только в день от железнодорожного вокзала отходят десятки таких автобусов.
Председатель комитета Думы по бюджетно-финансовой, экономической и налоговой политике Татьяна Максимова считает, что активность ведомства слабая. Предложила проанализировать эффективность работы в данном направлении всех соответствующих служб. Коллеги по депутатскому корпусу с ней согласились.
Налоговые платежи почти не собираются
По данным налоговой инспекции, на городском и межмуниципальном маршрутах работает чуть более 1700 транспортных средств. Предприниматели заявляют в налоговые службы о минимальной зарплате нанятых работников. Но даже при таком подходе, подчеркнула заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области Марина Чайкина, недоимка составила десятки миллионов рублей. Вызывает вопросы и численность водителей – на тысячу маршруток их всего пятьсот. Что свидетельствует о том, что в перевозках заняты люди, официально не трудоустроенные, не платящие налоги. Но главное – не проходящие предрейсовый медицинский осмотр. В этой сфере, уверены депутаты, необходимо наводить порядок, искоренять «серые» схемы, контролировать и ужесточать ответственность. Деятельность рабочей группы будет продолжена. Все участники совещания должны в течение 30 дней отчитаться о проделанной работе.