«Очередной» вопрос
«Очередной» вопрос обсудили в Думе Астраханской области. Граждане регулярно обращаются к депутатам с жалобами на длинные очереди в расчетных центрах. Не меньше возмущений вызывают уведомления о задолженностях за жилищно-коммунальные услуги, которые требуют разбирательств. Сейчас, когда астраханцы собирают справки, необходимые для оформления социальных льгот, эти проблемы особенно остры. Председатель Думы Игорь Мартынов поручил депутатскому корпусу найти решение вопроса.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ в региональном законе о мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан прописан следующий критерий для получения льготных выплат: подтверждение отсутствия задолженностей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. В конце апреля Игорь Мартынов заявил о необходимости создания условий, при которых людям не нужно будет тратить свое время в очередях за получением соответствующей справки. С этой целью Дума рекомендовала Министерству социального развития и труда заключить ряд соглашений о сотрудничестве с ресурсоснабжающими компаниями, которые напрямую направляли бы ведомству сведения о состоянии клиентских счетов. Отмечалось, что перейти в новый режим взаимодействия организациям нужно до начала осени.
Для обсуждения выполняющейся в этом направлении работы и возникающих вопросов депутаты организовывают рабочие совещания. Так, 19 июля в стенах Думы встретились представители региональных министерств – жилищно-коммунального хозяйства, а также социального развития и труда – и управляющие ресурсоснабжающих организаций и банков. Основная часть компаний по оказанию жилищно-коммунальных услуг соглашается на информационное сотрудничество, но некоторые пока остаются в стороне – например, отдельные ТЭЦ или специализированные лифтовые организации. Законодатели рекомендовали Правительству области усилить работу с этими организациями и в ближайшее время наладить конструктивное взаимодействие.
Согласованная работа выполняется в полном объеме, утверждают специалисты, но возникают затруднения при передаче информации от одного ведомства другому: порой происходят задержки и несостыковки, а опечатка в одну цифру может «оклеветать» добросовестного плательщика. Есть и другие проблемы технического характера: например, несовместимость баз данных. Совершенствование программных планов будет в скором времени завершено – заверили представители компаний.
Ведется тщательная работа и по выявлению задолженностей. По информации министерства социального развития и труда, лишь пятая часть граждан, получивших уведомление о задолженности за жилищно-коммунальные услуги, действительно не расплатились в срок. Депутаты настаивают на необходимости усиления контроля по сверке расчетов. «Особенно важно, – подчеркивает первый заместитель Председателя Думы Ирина Родненко, – оперативно решить этот вопрос в отношении льготников. В связи с изменением социального законодательства мы должны максимально смягчить для них этот переходный период».
Возглавляющая комитет Думы по здравоохранению и социальному развитию Инна Ирдеева уверена, что пора осваиваться в современных условиях жизни и перевести документооборот в электронный формат – на всех уровнях взаимодействия. Это позволит быстрее обрабатывать и передавать информацию о задолженностях, а также повысит точность расчетов. Не помешает обращение к Интернету и самим плательщикам – данные о состоянии жилищного фонда можно отслеживать по внедренной в этом году системе ГИС ЖКХ.
Депутаты продолжают работу по поиску путей оптимизации процесса выдачи справок. А пока в числе рекомендаций есть и самое очевидное: организовать не просто наличие нескольких окошек для обслуживания посетителей социальных центров, но и повысить качество работы – исключить ошибочное выставление требований о погашении задолженности.